Новые форматы в недвижимости: установка на коворкинги

20 марта 2018 года в Meeting Point Red Square состоялась практическая конференция «Новые форматы в недвижимости: Coworking & Co». Мероприятие прошло при поддержке Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) и Ассоциации инвесторов Москвы (АИМ). Официальный партнер конференции – компания Meeting Point, партнер – сеть коворкингов Workki, организаторы – PROEstate Events и учебный центр Academy of Real Estate (ARE).

Модератором первой части – аналитической сессии «Coworking-бум как сигнал трансформации рынка» выступил Павел Баранов, партнер, руководитель департамента офисная недвижимость: корпоративные услуги Cushman & Wakefield. Спикеры обсудили ключевые тренды развития коворкинг-направления в России, почему на фоне смежных сегментов формат альтернативных офисов наиболее привлекателен сегодня для инвесторов, как можно адаптировать офисные пространства нового поколения под бизнес-процессы различного типа, а также какова роль государственной поддержки в популяризации новых форматов недвижимости.

«Корпорации уже пришли в коворкинги»

Константин Королёв, руководитель сети коворкингов GrowUp, Becar Asset Management Group на вопрос «придут ли корпорации в коворкинги?» однозначно ответил – они уже там. По его словам, корпоративные клиенты все больше интересуются возможностью разместиться в коворкинг-центрах. Одним из плюсов подобных форматов является гибкость в выборе рабочих площадей и возможность бесплатного пользования общими функциональными зонами, которые отсутствуют в большинстве традиционных офисов. «Если компания планирует заниматься проектной деятельностью, она сталкивается с определенными проблемами. Приходится учитывать это в планировании офисного пространства и держать какое-то количество свободных рабочих мест для проекта, что несет за собой большие затраты. В этом случае спасает коворкинг. Вместе с окончанием проекта пропадает необходимость оплачивать лишние рабочие места».

«Современные архитекторы ничего не понимают в планировании офисного пространства»

Павел Федоров, CEO сети коворкингов «Ключ» поделился с аудиторией мнением о том, почему крупные корпорации приходят в коворкинги и рассказал о недостатках традиционных форматов. «Современные архитекторы планируют офисное пространство из расчёта 10 квадратных метров на человека, располагают в случайном порядке переговорные комнаты и не учитывают фундаментальные принципы организации проекта. Например, в нем должны быть два типа зон, условно называемые «поляны» и «норы» для разнообразия ощущений человека в течение дня. Это учитывают проектировщики коворкингов». Павел также подчеркнул, что, несмотря на то, что существуют коворкинги для различных целевых групп, в каждом из них используются одни и те же принципы организации пространства.

«Бесплатные места в коворкинге – один из видов поддержки малого и среднего бизнеса»

Елена Белова, начальник управления мер поддержки ГБУ «Малый бизнес Москвы» осветила вопрос о роли государственной поддержки в популяризации новых форматов и поделилась опытом Москвы и Московской области. «ГБУ “Малый бизнес Москвы” в настоящее время также реализует проект по предоставлению рабочих мест в коворкинг-центрах. Мы предоставляем места абсолютно бесплатно – это один из видов имущественной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства. Сейчас работают пять коворкинг-центров, в 2018 году мы планируем увеличить их количество до девяти. Все организации, которые планируют открыть коворкинги, могут посмотреть информацию об уже действующих площадках на портале iMoscow, где собрана информация о коворкингах, открытых в Москве. Сейчас их 82».

Главными вопросами второй части конференции – практической сессии «Коворкинг как успешная инвестиция» стали перспективы развития коворкингов в регионах, дополнительные услуги как фактор устойчивости бизнес-проекта, а также возможности интеграции коворкинг-центров в состав девелоперских проектов. Мария Белова, исполнительный директор клубного коворкинга Cabinet Lounge, возглавила сессию в качестве модератора.

«Аудитория в регионах, за исключением пары городов, не понимает – что такое «коворкинг»?»

Михаил Комаров, генеральный директор сети коворкингов «Рабочая станция» поделился своим опытом развития формата в регионе. Он рассказал, что только после года работы в Оренбурге они почувствовали наплыв клиентов, но прежде продвижение потребовало больших финансовых вложений. «Аудитория в регионах, за исключением пары городов, не понимает – что такое «коворкинг»? Поэтому классический коворкинг с рабочими местами в open space там не пользуется спросом, люди не хотят работать в открытом пространстве без перегородок и стен. Однако в регионах отлично продается все, что связано с конференциями и переговорами. У нас нет в Москве такой загрузки конференц-залов, как в Оренбурге».

«За диджитализацией будущее»

Татьяна Шараева, управляющий партнер премиального бизнес-пространства «Meeting Point» раскрыта интересную тему о конструировании набора сервисов и дополнительных услуг как о факторе устойчивости бизнес-проекта. По ее словам, внедрение различных технологических решений помогает получить преимущество на рынке альтернативных офисных пространств. «Нам далеко до компании WeWork, которая может позволить себе использовать 6-7 человек персонала для управления зданием 15-20 тысяч квадратных метров благодаря автоматизации многих процессов. Моя компания в начале этого пути, сейчас мы занимаемся разработкой мобильного приложения и ждем его к концу года. Я думаю, что дальнейшее развитие в этом направлении открывает большие перспективы, потому что за диджитализацией будущее».

«Четыре постулата, которые важно соблюдать при проектировании коворкинг-пространств»

Наталья Крылова, руководитель департамента недвижимости Social Discovery Ventures, СЕО SDV Coworking Space (OraculeTang Space) поделилась с аудиторией секретами проектирования коворкинг-центра. Наталья сообщила, что при проектировании коворкинга она руководствуется четырьмя постулатами: «Учитывая многозадачность, с которой приходится сталкиваться в процессе работы, я считаю важным соблюдать при планировании коворкинг-пространств четыре постулата. Первый – это «я и мое личное пространство», который предполагает наличие закрытых рабочих мест, рассчитанных на одного человека. Второй – это «я и свободное пространство», который предполагает наличие пространств open space для работы. Третий постулат – «мы и личное пространство» для небольших проектных групп до 10 человек, которым нужны небольшие мини-офисы для работы. И последний – «мы свободное пространство» – который включает в себя кухни, лаунжи, зоны отдыха и другие общие пространства».

«Не каждое пространство можно трансформировать в коворкинг»

Евгений Овчинников, коммерческий директор Workki разъяснил коллегам – как происходит интеграция коворкинг-центров в девелоперские проекты и можно ли создать успешное бизнес-пространство в жилом районе? «Еще на этапе девелопмента проекта нужно понимать под какие цели планируется помещение. Когда девелоперы вместе с проектировщиками конструируют здание для других целей, могут возникнуть проблемы с тем, чтобы легко трансформировать его в коворкинг. У альтернативных офисных пространств свои специфики», – пояснил эксперт. Также Евгений рассказал, что даже в жилом районе можно создать успешное бизнес-пространство. Однако это зависит от ряда факторов – локация, в частности, близость к станции метро, перспективность района и конкуренты, например, наличие торговых центров.

В качестве спикеров на мероприятии также выступили Франсуа Нонненмашер, директор департамента представления интересов арендаторов Colliers International; Дмитрий Клапша, директор по России и СНГ, отдел по работе с владельцами офисных площадей компании JLL; Никола Обайдин, директор по сдаче в аренду офисной недвижимости компании PPF Real Estate Russia; Сергей Сикеев, управляющий партнер группы компаний Mind; Олеся Кашаева, директор фонда «Дорога в жизнь» и проекта социальных коворкингов «Мама Работает»; Мария Зимина, директор отдела корпоративных клиентов офисной недвижимости Knight Frank; Нодари Кезуа, вице-президент фонда Invest AG.

Генеральный интернет-партнер конференции – Arendator.ru.

Генеральный информационный партнер – CRE.

Главный интернет-партнер – Office next.

Информационные партнеры – «Вести. Надвижимость», портал «Zdanie.info», портал OFFICEvMOSKVE.ru, журнал «Дайджест недвижимости», «Росриэлт», ГК «RWAY», журнал «IRN», портал BSN.ru, интернет-журнал «Строительство.ru», портал «БизнесАренда», портал «Kovorkingi.ru».

28.03.2018, г. Москва

Похожие материалы

Вход в личный кабинет
наверх